Что полезно знать про новый закон о блогерах

Что полезно знать про новый закон о блогерахРоскомнадзор создаст реестр всех блогов и страниц в соцсетях с аудиторией более трех тысяч посещений в день, данный реестр предположительно появится 1 августа 2014 года. Подробнее о новом законе я писала тут. Сейчас хочу уточнить только ту часть, которая коснется непосредственно блогеров.

Всех блогеров-трехтысячников приравняют к СМИ и обяжут регистрироваться в Роскомнадзоре и соблюдать законодательство регулирующее деятельности СМИ.

В российском законодательстве впервые появилось такое понятие как блогер. В новом законе термину блогер дается такое определение: лицо, размещающее открытую для всеобщего доступа массовую информацию на персональном сайте (странице) в сети «Интернет», если суточная аудитория доступа к такому сайту (странице) составляет более трех тысяч посещений.

Согласно новому закону, информацию о существовании блогеров-трехтысячников должны предоставлять интернет-провайдеры, соцсети и блогплатформы, а также сами блогеры. Добавлять блогеров в реестр будут в том числе и по обращениям граждан. Если распространители информации — например, социальные сети — не проинформируют Роскомнадзор о блогерах-тысячниках, то должны будут заплатить штраф до 200 000 рублей, а интернет-провайдеры должны будут ограничить доступ к их сайтам по решению суда или предписанию Роскомнадзора до тех пор, пока они этого не сделают. Если же закон нарушит сам блогер (например, не предоставит Роскомнадзору персональные данные), то заплатит штраф 10 000-50 000 рублей; если же блогер — юридическое лицо, штраф может достигать 300 000 рублей, а за повторное нарушение — до 500 000 рублей с блокировкой на срок до 30 суток.

Законодатель обещает, что блог будет исключен из реестра автоматически, если в течение полугода его суточная аудитория не превышает трех тысяч посещений. Добиться исключения пользователь интернета сможет и по собственному заявлению, которое можно подать после трех месяцев, в течение которых на сайт заходили меньше трех тысяч раз в день.

Что такое посещения согласно новому законодательству

Конкретного определения, что именно законодатель считает посещением нет. До принятия закона в интернет-среде под посещениями было принято считать сессии, то есть множество заходов на сайт с одного и того же устройства с определенной разницей во времени. Для Google Analytics разными сессиями считаются заходы с разницей в полчаса, для LiveInternet — в 15 минут. Впрочем, поскольку в законе напрямую не дается определения «посещениям», то под этим понятием авторы документа могут понимать и число хитов (просмотров страниц), и число хостов (число уникальных IP-адресов, с которых открывали сайт), и число подписчиков, которые могут читать блог с помощью rss-ридеров.

Всем пользователям интернета с трехтысячной ежедневной аудиторией запрещается скрывать «общественно значимые сведения», равно как и фальсифицировать их. Что именно считать такими сведениями, в законе не расшифровывается. Блогеры обязаны проверять достоверность публикуемой информации и «незамедлительно» удалять недостоверные сведения.

Блогеры должны соблюдать правила публикации материалов о выборах и референдумах, то есть не публиковать данные опросов за пять дней до голосования. В день выборов запрещено публиковать экзит-поллы вплоть до закрытия участков.

Блогеры обязаны следить за соблюдением законодательства, то есть не распространять экстремистскую информацию, не раскрывать гостайну, не публиковать оскорбительные высказывания, а также избегать матерных выражений. Наказания за эти действия уже прописаны в других законах.

Блогеры должны следить не только за тем, что пишут они сами, но и за другими пользователями, которые могут написать что-то на их странице. Таким образом, каждый блогер отвечает не только за свои посты, но и за любой комментарий на своей странице.

Каждый блогер обязан указать на своей странице свою фамилию и инициалы, а также адрес электронной почты. Никакого наказания за невыполнения этого предписания законом пока не предусмотрено.

Как предположительно будет работать регистрация блогеров

Роскомнадзор находит некий блог — это может быть персональный сайт, страница в социальной сети и так далее. Используя свою методику, ведомство вычисляет суточную аудиторию блога. Если она превышает три тысячи человек, Роскомнадзор просит «провайдера хостинга» или иное лицо, «обеспечивающее размещение открытого персонального сайта», предоставить данные о владельце той или иной страницы. Сведения должны позволить идентифицировать пользователя, но их перечень в законе не приводится. На ответ у адресата Роскомнадзора есть три рабочих дня.

После получения информации от провайдера Роскомнадзор уведомляет пользователя интернета о том, что тот является блогером (ну надо же ))), и добавляет его в реестр.

2 Комментариев

  1. Александр Васильев 10.06.2015 / 16:47

    Непонятно, товарищи из Роскомнадзора собираются перлюстрировать только сайты зоны RU, или весь мир (COM, EU, UK и т.д.)? Если есть блог, например жителя Прибалтики или США (есть эмигранты, есть те, кто долго работают за рубежом) на русском языке, то его «обязательная регистрация в Роскомнадзоре», мягко говоря, выглядит комично и несуразно. И что, если он не зарегистрируется как СМИ, сайт будет блокирован на территории РФ? Очень демократично..

  2. Olunka 19.06.2015 / 15:07

    Тут все прозрачно, под действие закона попадают все сайты, которые хостятся в России

Комментарии к этой статье отключены.